gototopgototop

Анонс

Главная Описание Звук домашнего кинотеатра

Звук домашнего кинотеатра

Имея в виду суть обсуждаемого понятия (основа домашнего кинотеатра - система окружающего звучания), нас как потенциальных покупателей, по идее, должен волновать главный вопрос: "Как "однокоробочные" кинотеатры работают в многоканальном режиме?" Заметьте, во главу угла мы ставим не изображение и не звук вообще, а особенности формирования объемной звуковой картины. Поскольку системы, в первую очередь, разрабатывались для воспроизведения 5.1-треков Dolby Digital, на наш взгляд, не стоит строго судить их весьма ограниченные способности отрабатывать музыкальный материал, скажем, классического жанра. Стереозвук здесь как факультативное дополнение и отчасти напоминает работу музыкальных центров. Мы убеждены, что многоканальность при воспроизведении музыки будет востребована на любой вечеринке, поможет с танцевальным репертуаром и, конечно, не повредит активным музыкальным жанрам. Но не в этом суть.

 

Звучание домашнего кинотеатра.

 

Домашний кинотеатр гламур


Выше упоминалось, что одно из достоинств обсуждаемой техники - миниатюрность. Уже из этого следует первая звуковая особенность - повышенная "легкость", когда сабвуфер помалкивает. Дело в том, что комплектная акустика - сателлитная. Крохотные и очень крохотные излучатели соревнуются между собой в габаритах. Если исходить из общих физических соображений, становится ясно, что маленькие динамики не могут эффективно воспроизводить звук в полной частотной полосе (20-20000 Гц). Как правило, их хватает на средний и высокочастотный диапазон (выше 200-300 Гц). От сателлитов другого ждать и не следует,  недаром   в  каждом   комплекте имеется специалист по басам - сабвуфер. Главное отличие полнодиапазонной акустики - на некоторых сценах она позволяет получите, плотный атакующий звук, который чувствуется кожей...

Увы, маленькие сателлиты к такому не готовы даже при поддержке сабвуфером. Но, как говорится, нет худа без добра. Та же физика говорит о полезности миниатюрных акустических систем именно в домашнем кинотеатре. Поскольку звуковые образы виртуальных объектов в многоканальных системах строятся в результате сложения акустических волн, важно, чтобы каждая колоночка была похожа на "точечный источник". Другими словами, для повышения точности локализации объектов в пространстве как раз требуется уменьшать габариты акустических излучателей! Итак,  согласившись  с  отсутствием прессующего звукового давления и тональной легковесностью сателлитов, мы в итоге получили выраженную пространственность звуковой картины. Можно взять на себя смелость и дифференцировать звучание в соответствии с калибром излучателей. Самые крохотные JVC дают сверхчеткую локализацию, самые большие (Thomson) - удовлетворительную; Panasonic, Pioneer и Sony заняли среднюю позицию.

 

Домашний кинотеатр с телевизором


О басовиках поговорим отдельно. Для начала несколько общих слов. Известно, что низкочастотное звено в домашнем кинотеатре несет важную нагрузку. Первое: сабвуфер должен дать столько баса, сколько требуется для того, чтобы адреналин поступал в кровь зрителя с той же интенсивностью, с которой по сюжету нагнетаются страсти (гул землетрясения, раскаты грома, взрывы, вой привидений и рык динозавров). Для этого звукорежиссер специально   предусмотрел   выделенный сигнал (помните, 5.1?) В этом смысле чем мощнее, низкочастотный и больше по габаритам, тем лучше (и дороже!) басовик. Но есть и вторая задача: в сателлитных системах от сабвуфера требуется высокий уровень "контактности", чтобы вовремя подхватить НЧ-составляющие как в верхнем басе (120-160 Гц, тембры мужского голоса), так и на средних частотах (в диапазоне ниже 250-300 Гц), где маленькие динамики испытывают трудности. Это значит, что сабвуфер в нашем случае выполняет в том числе и не свойственные ему функции. Фактически он становится широкополосным, а поэтому строится на относительно небольших динамиках, корпус может быть скромный по объему. Опять противоречие...

Как поступили конструкторы в однокоробочных кинотеатрах? Разумеется, им пришлось умерить пыл и установить  реальные  рамки   по  глубине  и мощности баса (известно, что универсальные сабвуферы стоят очень дорого). Фактически большинство разработчиков сосредоточилось на решении второй "интегрирующей" задачи, справедливо полагая, что адреналиновую атаку можно организовать, не опускаясь ниже 60-100 Гц. Но и здесь мы видим разные подходы, например: Panasonic и Sony решили сделать свои сабвуферы пассивными и очень легкими. Причем если первый имеет в составе центрального блока специальный усилитель мощности на 120 Вт, то миниатюрной Sony хватило и 30-ваттного мощника (столько же полагается и каждому сателлиту). JVC, Pioneer и Thomson имеют в комплекте активные сабвуферы. Причем самый компактный Pioneer обладает и самым быстрым басом; Thomson поспокойней: рекордный по глубине баса JVC склонен к самолюбованию (сателлиты часто остаются в одиночестве), хотя лучше других отрабатывает самый глубокий бас...

 

Домашний кинотеатр в синих тонах


Возвратимся к вопросу, прозвучавшему в начале раздела. Пока мы готовы к ответу теоретически. Практика просмотра одного и того же фильма на DVD преподнесла несколько сюрпризов. Удивило приблизительное равенство впечатлений от работы трех комплектов Panasonic, Pioneer и Sony. Близкие значения выходной мощности (порядка 30 Вт на канал), похожие по конструкции сателлиты и широкополосные басовики частично объясняют результат. Но ведь и тональные особенности акустики еще никто не отменял. Поэтому у каждой из перечисленных моделей есть свои звуковые нюансы, но, похоже, их влияние в данном случае не столь значимо. И "пионерская" скорость, и старательность Panasonic, и комфорт Sony имеют практически равный басовый фундамент.


По-видимому, это и нивелирует субъективные впечатления. Комплекты JVC и Thomson заметно отличаются от предыдущей тройки. Исключительно четкая звуковая картинка JVC (как тушь на белом листе) граничит с колкостью, и если бы не спасительная наполненность мощнейшим басом... Thomson даст вполне тонально сбалансированный звук, но - только на малой и средней громкости (его мощные усилители, кажется, могли бы работать и с куда более продвинутой акустикой). На наш взгляд, по характеру звучания больше других отвечает кинотеатральной идеологии "однокоробочныхе систем всеядная (в отношении многоканальных аудиоформатов) JVC. Развитые аудиовозможности (DD, DTS, DPL) моделей от Pioneer и Sony вкупе с комфортным звуком - почти идеальное решение. Комплекты Panasonic и Thomson оценят кинолюбители, избегающие тональных крайностей и излишней громкости, и те, кто не собирается покупать американские DVD с DTS-звуком.