gototopgototop

Анонс

Главная Функции Многоканальные технологии Dolby

Многоканальные технологии Dolby

Кто-то весьма неглупый сказал, что в области цифровых технологий быть первым значит быть худшим. И хотя Dolby Laboratories не была первой в деле создания бытовой цифровой системы окружающего звучания, опыт "почивших в бозе" предшественников наверняка настораживал ее руководство. Поэтому ясно, что берясь за разработку нового многоканального цифрового формата, эта уже тогда весьма заслуженная компания сильно рисковала. Но, как говорится, кто не рискует, тот не получает прибылей, и в середине девяностых на свет появился новый бытовой цифровой формат Dolby Digital, известный также как АС-3.

 

Технологии Dolby для домашних кинотеатров.

 

Домашний кинотеатр Dolby

 

Аббревиатура "АС" означает "Audio Coding" - кодирование аудиоинформации, а цифра "3" - то, что это было третье поколение систем для "интеллектуального сжатия" звуковой информации, разработанных лабораторией Dolby. Вначале (в 1985 году) появился формат АС-1, предназначенный для цифровых систем связи, в том числе спутниковых, кабельных и т.д. Затем был разработан стандарт АС-2, использующийся в профессиональных студиях звукозаписи при изготовлении фонограмм для фильмов. И вот возникла третья модификация этого формата - Dolby АС-3.


Термин "интеллектуальное сжатие", часто являющийся синонимом алгоритма АС, означает то, что в процессе записи звукового сигнала из него "изымается" все то, что не воспринимается человеческим слухом. Это очень сложный математический алгоритм, основанный на психофизических особенностях восприятия человеком звуковых образов. Кроме этого, все помехи, имеющиеся в аудиосигнале, подвергаются специальному маскированию, что делает их практически неслышными. Однако согласно проведенным испытаниям (впрочем, проведенным в стенах Dolby Laboratories), никакая полезная звуковая информация при этом не исчезает и не искажается. И наконец цифровой сигнал в Dolby Digital AC-3 имеет 20-битное разрешение, что потенциально обеспечивает ему довольно высокое качество звучания.


В момент появления бытового многоканального цифрового формата Dolby Digital единственным "домашним" носителем для записи фильмов с такой звуковой дорожкой был лазерный диск (LD). Но просто записать на LD дополнительную информацию не представлялось возможным - диск был заполнен "под завязку". Необходимо было чем-то пожертвовать. Выбор кандидатов "навылет" оказался не слишком велик - две частотно-модулированных аналоговых дорожки и еще одна РСМ-цифровая, аналогичная той, что содержит аудио-CD. Эта последняя, кстати, и кодируется в Dolby Surround, превращаясь при прослушивании с помощью соответствующего декодера в четырехканальный Dolby Pro  Logic.

 

Просмотр домашнего кино

 

Учитывая требования обратной совместимости, то есть необходимости сохранения DPL-фонограммы на диске для возможности прослушивания его на аналоговой аппаратуре окружающего звучания, а также то, что ЧМ-дорожки к тому времени уже практически не использовались (хотя и исправно записывались фирмами-изготовителями лазерных дисков), выбор пал на дорожку правого ЧМ-канала. Зачем была оставлена одна левая, наверное, так и останется тайной, но не это главное. На освободившееся место была записана звуковая фонограмма, кодированная в АС-3. Но даже после этого дорожка АС-3 умещалась только на тех LD, где видеоинформация была записана в NTSC, поскольку видеосигнал в формате цветности PAL занимал на диске больше места.


Более того, имеющиеся на тот момент в продаже LD-плейеры не имели цифрового выхода для передачи сигнала Dolby Digital "наружу". Поэтому для этих целей был приспособлен высокочастотный выход аппаратов, изначально предназначенный для подключения плейера к антенному входу телевизора. Соответственно Dolby Digital-декодеры комплектовались так называемыми RF-демодуляторами, с помощью которых снимаемый с LD-плейера цифровой сигнал можно было подготовить для чтения процессором окружающего звучания. Успешно преодолев все эти трудности и заручившись поддержкой студий Голливуда и крупнейших изготовителей аудиотехники, создатели АС-3 с полным правом могли утверждать, что впервые реализовали на бытовом носителе (LD) запись фонограммы, которая при воспроизведении давала слушателю реальное ощущение присутствия в гуще событий, происходящих на экране.


Европейским аналогом американского формата Dolby Digital является MPEG2 Musicam Multichanal. В отличие от заокеанского "братца", Musicam изначально разрабатывался для использования в бытовых системах воспроизведения звука - в частности, для нужд цифрового телевидения.  В техническом и звуковом плане различия между этими форматами практически отсутствуют, и споры о том, какой из этих форматов лучше, вряд ли имеют под собой реальную почву. К началу коммерческого продвижения формата DVD предусматривалось наличие двух разновидностей дисков и плейеров: NTSC для Америки и Японии и PAL для использования совместно с телевизорами соответствующего стандарта цветности, т.е. использующихся в Европе и преимущественно в России. Но это было бы еще полбеды, поскольку подавляющее число телевизоров что у нас, что в Европе мультисистемные.

Гораздо более настораживал тот факт, что по планам DVD-консорциума NTSC-диски должны были содержать 5.1-канальную цифровую дорожку, кодированную в Dolby АС-3, a PALовские - отличную (от нее) 5.1-канальную цифровую дорожку, кодированную в MPEG-2 (она же Musicam). Хотя оба диска имели бы и обычную аналоговую звуковую стереодорожку (записанную в Dolby Pro Logic), многоканальный цифровой звук новых дисков получался несовместимым. А поскольку львиная доля компаний-изготовителей AV-техники находится именно в Штатах и Японии (из крупных на "нашей" стороне фактически только Philips), ситуация возникала не очень приятная. К счастью, разум возобладал, и звуковая дорожка Dolby Digital стала обязательной, a MPEG - лишь возможным дополнением к ней. Благо на DVD достаточно "места" для того, чтобы записать и АС-3, и Musicam-звук.