gototopgototop

Анонс

Главная Функции Digital Theater System

Digital Theater System

Формат DTS (название которого, Digital Theater System, является также и названием американской компании, его разработавшей), как и Dolby АС-3 представляет собой шесть независимых цифровых каналов - пять широкополосных и один низкочастотный. Как и формат AC-3, DTS предполагает сжатие исходного аудиосигнала, однако степень этого сжатия существенно ниже - всего 1/3 против 1/12, применяемой Dolby Laboratories. Впрочем, в отличие от АС-3, где степень сжатия фиксирована, в DTS ее коэффициент может изменяться (в зависимости от наличия свободного пространства на носителе), и указанное  соотношение 1/3 является его наименьшим значением.

 

Формат DTS.

 

Digital Theater System

 

Формат DTS также имеет 20-битное разрешение, но обеспечивает более высокую скорость передачи данных - 1411 килобит/сек. для всех шести каналов ("скорострельность" Dolby AC-3 составляет 384 килобита/сек). Эти обстоятельства позволяют формату DTS считаться аудиофильским многоканальным форматом, превосходящим по степени музыкальности Dolby AC-3. Кроме того, музыкальные фонограммы в формате DTS (в отличие от АС-3, изначально ориентированного на использование в киноиндустрии) можно записать и на обычные аудио компакт-диски.


И крупные студии звукозаписи быстро оценили возможности использования многоканального аудиоформата для записи музыкальных программ. Практически одновременно с появлением звуковых дорожек к кинофильмам в продаже появились и аудио-CD, записанные с применением DTS. Эти диски можно воспроизводить на любом CD-проигрывателе, оснащенным цифровым SPDF-выходом. Подключив его к DTS-декодеру (понятно, что "обычный" ЦАП здесь не подходит) и воспользовавшись пятиканальной аудиосистемой, можно было получать объемную звуковую картину. Однако первые музыкальные DTS-диски, которые мне удалось послушать, помнится, произвели двойственное впечатление.

С одной стороны, высокое качество самого звука практически не отставляло места для критики - только стереосистемы запредельной стоимости могли бы создать столь же трехмерную звуковую картину. Но в то же время "неожиданное" решение звукорежиссеров поместить слушателя среди музыкантов было, мягко говоря, спорным. И кроме того, многоканальность очень часто использовалась ими для создания фоновых звуковых эффектов, что превращало музыкальные композиции в своеобразный "видеоклип без видеоряда". Впрочем, как и следовало ожидать, все это оказалось лишь болезнями роста, и в настоящее время все большее число CD с фонограммами, записанными в этом формате, может похвастать действительно грамотным использованием возможностей пяти независимых каналов DTS.

 

Встроенный домашний кинотеатр


Что же касается звуковых дорожек к фильмам, то здесь следует признать превосходство DTS перед форматом АС-3. Это преимущество можно коротко охарактеризовать так - субъективно при сравнении звуковых дорожек DTS и АС-3 в первом случае вы получаете больше звуковой информации. Звуки второго плана становятся гораздо детальнее, динамический диапазон шире, тембральная палитра богаче, улучшается прорисовка звуковых образов. Кроме того, DTS-звук менее утомителен при длительном прослушивании, чем АС-3. Однако следует отметить, что все эти преимущества можно оценить только при прослушивании фонограмм через высококлассную многоканальную аудиосистему. И речь уже идет не столько об использовании достаточно широкополосной акустики и мощных усилителей для тыловых и центрального каналов, сколько об аудиофильности всего звуковоспроизводящего тракта. В системах же среднего класса, а именно такими оснащено подавляющее большинство российских домашних кино-театров, эта разница в звучании между двумя форматами будет в значительной степени нивелироваться.


У большинства читателей вполне резонно может возникнуть вопрос - что же ребята из Dolby Laboratories хуже делают свою работу, чем команда инженеров Digital Theater System? Совсем нет. Напротив, то обстоятельство, что два аудиоформата, в которых степень сжатия звукового сигнала различается в четыре раза, имеют отличия в звучании лишь в нюансах, красноречиво говорит о том, какую колоссальную работу провели "кудесники" из Dolby, создавая свое новое цифровое детище. Бытовой формат Dolby Digital AC-3 разрабатывался в условиях, когда единственным носителем для него был лазерный диск.

Поскольку из-за требований уже упоминавшейся "обратной совместимости" места на нем для записи новой звуковой дорожки удалось высвободить совсем немного, разработчиками АС-3 была применена сравнительно высокая степень сжатия. И хотя справедливости ради надо отметить, что время от времени выпускаются LD с DTS-фонограммой, где ради ее размещения приходится пожертвовать всеми звуковыми дорожками, в том числе и DPL, формат DTS стал претендовать на роль "массового" только с возникновением DVD, где проблемы со свободным информационным пространством стоят не столь остро.


Одним из первых бытовых DTS-процессоров был небольшой аппарат Millennium 2.4-6, собран на базе DSP-микропроцессора Motorola 566009- Он являлся детищем двух компаний - MSB Technology Corporation и Millennium Media Partherns LLC. Millennium обеспечивал детектирование шестиканальной (5+1) DTS-фонограммы, и был предназначен для использования в составе системы домашнего кинотеатра, оснащенной необходимыми усилителями и акустикой. Цифры 2.4.6 в названии аппарата означали, что Millennium мог "замикшировать" (при необходимости) шестиканальную DTS-фонограмму в четыре или два канала для ее полноценного воспроизведения на "нешестиканальных" аудиосистемах.


Кстати, точно так же, как появление LD-проигрывателей опередило внедрение формата Dolby AC-3, принятие спецификаций DVD произошло раньше коммерческого успеха DTS. Из-за этого не все DVD-проигрыватели имеют возможность передавать на цифровой выход сигнал этого формата. Впрочем, большинство так называемых DVD-проигрывателей "второго поколения" предусматривает эту возможность. А некоторые из них оснащены не только встроенными декодерами Dolby Digital/MPEG, но и DTS.